Подготовка к конкурсу педагогического мастерства “Учитель года” требует от участника соблюдения ряда требований, нарушение которых ставит успешность самопрезентации конкурсанта на самом мероприятии под сомнение. Например, одним из требований выдвигалось наличие текста, который бы представлял обобщение учительского опыта, сформированного за годы работы в школе при взаимодействии с участниками образовательного процесса. Позже этот текст в наиболее сжатом, но очень эффектном виде должен был быть представлен на одном из конкурсных мероприятий перед жюри и коллегами разных специальностей. Несмотря на кажущуюся простоту, занятие по написанию текста, представляющего описание опыта педагога, не является элементарным и процесс написания становится настоящим получением опыта самообразовательной деятельности педагога, а выявление алгоритма по написанию текста - результатом самообразовательной деятельности.
Мы привыкли понимать самообразовательную деятельность педагога как развитие знаний и умений в самых различных областях действительности, совершенствование специальных знаний и умений педагога, его деятельности, мастерства. Однако существует и более узкое понимание, которое говорит о том, что педагогическое самообразование - это самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом. И надо сказать, что обобщение опыта как раз и предполагает овладение теорией и умение делать хоть сколько-нибудь научные выводы на основе изучения отдельных фактов.
Хотя мы рассмотрим алгоритм работы по написанию текста по обобщению опыта, однако этот алгоритм может быть применен при подготовке к любому конкурсному выступлению. Например, этот же алгоритм работы использовался при подготовке и к другим мероприятиям этого же конкурса, а именно: мастер-классу, классному часу, педагогической мастерской.
Мы привыкли понимать самообразовательную деятельность педагога как развитие знаний и умений в самых различных областях действительности, совершенствование специальных знаний и умений педагога, его деятельности, мастерства. Однако существует и более узкое понимание, которое говорит о том, что педагогическое самообразование - это самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом. И надо сказать, что обобщение опыта как раз и предполагает овладение теорией и умение делать хоть сколько-нибудь научные выводы на основе изучения отдельных фактов.
Хотя мы рассмотрим алгоритм работы по написанию текста по обобщению опыта, однако этот алгоритм может быть применен при подготовке к любому конкурсному выступлению. Например, этот же алгоритм работы использовался при подготовке и к другим мероприятиям этого же конкурса, а именно: мастер-классу, классному часу, педагогической мастерской.
Итак, представим основные этапы работы учителя при подготовке к конкурсному мероприятию.
Этап 1. Этап знакомства с документом и выделение основных понятий.
Любые конкурсы сопровождаются положением об участии в конкурсе, в котором выделены основные понятия, критерии, требования. Работа с документом становится основополагающим занятием, которому необходимо уделить значительную часть времени перед этапом написания текста. Знание понятий поможет точнее определить то, о чём писать, а знание критериев и показателей поможет вам самим расставить акценты на том, что от вас ожидают увидеть.
Этап 2. Этап работы с основными понятиями.
На втором этапе начинается кропотливая работа, в процессе которой необходимо выверить по словарю, в научной литературе различного характера, определения всех встречающихся понятий, которые легли в основу написания документа. Педагогам стоит иметь дело не только с литературой педагогической направленности, вероятно, есть смысл знакомиться с той областью знания, откуда пришло данное понятие. Например, понятие “технология” необходимо рассматривать не только с педагогических позиций, но сначала с технической точки зрения, потому как данное понятие использовалось для описания технических процессов. Такое многогранное рассмотрение понятия даёт наиболее полное представление о его существенных сторонах.
Этапы 1 и 2 являются обязательными и предшествуют написанию самого текста.
Этап 3. Этап написания текста.
Затем начинается этап написания своего собственного текста на основе полученных знаний и имеющегося опыта деятельности по данному вопросу. Текст следует писать так, как можете делать вы, как чувствуете вы, иногда просто, иногда нескладно. Он будет исправлен вами много раз и каждый раз будет выглядеть лучше, совершеннее.
Нельзя начинать с написания текста. Ведь от того насколько хорошо вы знаете что от вас требуется, часто зависит успех всей деятельности. Если начать с написания текста, можно столкнуться с множеством трудностей, допущением большого количества ошибок, которые в процессе придётся исправлять. Знание и точное понимание требований, с одной стороны, определят тему, цели, придадут точную направленность деятельности - с другой.
После этапов 1 и 2 и перед этапом написания текста было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов, которое помогло выявить проблемы преподавания предмета. Эти проблемы условно можно было разделить на 3 направления: недочёты в 1) методах обучения; 2) средствах обучения; 3) формах организации познавательной деятельности учащихся. По сути теперь логика моего текста была определена. Необходимо было раскрыть каждую составляющую и описать успешную реализацию каждой с точки зрения ФГОС. Это и отражение инновационных подходов к образованию; и новый уровень образовательных результатов; и представление авторской образовательной технологии. Всё это - требования, прописанные в положении об участии в конкурсе, знание которых определило мою деятельность.
Этап 4. Этап редактирования текста.
Теперь, когда текст написан, он становится материалом для дальнейшей работы. Его необходимо выправить в соответствии с требованиями, структурировать с учетом критериев, выверить соответствие единого стиля текста. Необходимо внимательно отнестись к этому этапу, потому что именно этот этап помогает приспособить текст к требованиям: снабдить его основными понятиями, которые заложены в требованиях; ссылками на официальные документы, которые показывают нужду государства и общества, а значит, необходимость рассмотрения проблемы, ее актуальность; мнением ученых, чтобы показать вашу осведомленность и компетентность; выявить ваши собственные принципы, которые определяют вашу деятельность; снабдить текст устойчивыми для написания научного текста связующими словами и выражениями. Всё это помогает обеспечить логичность, обоснованность, аргументированность, хорошую организацию текста.
Этап 5. Этап дополнения текста выводами, таблицами, схемами, алгоритмами.
Немаловажным является наличие в тексте общих выводов, таблиц, схем, алгоритмов, коротко говоря всего того, что показывает ваше умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию, представляя её в упрощённом для понимания и усвоения виде, а значит, демонстрирует умение учителя выявлять причинно-следственные связи, отношения между объектами и процессами. Поэтому этап прибавления таблиц, алгоритмов, схем я вынесла отдельным этапом. В будущем, когда будут представлены слайды по данной теме, информацию проще воспринимать в схемах, чем в сплошном тексте. Сплошной текст, как правило, не читается после первых строк. Часто текст бывает непонятным, шрифт недостаточно крупным, а схема даёт наглядное представление того, что хотел сказать автор и больших усилий для этого не требуется.
В конкурсе принимали участие учителя разных предметов и каждый из нас услышанное представлял по своему, а наличие обобщающих выводов, таблиц, алгоритмов сводило информацию к одному пониманию. Считается, что если из услышанного вырисовывается схема, информация укладывается в некоторую систему, значит представлена она верно.
Этап 6. Осуществление консультирования с коллегами, администрацией и пр. для составления объективной картины своей работы.
Этот этап не является обязательным в отличие от предыдущих. Однако не следует им пренебрегать. Во время написания текста работы было бы неплохо, если бы конкурсант советовался с коллегами по поводу их видения вашей проблемы. Чем более разностороннее мнение будет получено о вашей работе, тем более систематизированным будет ваше собственное понимание вашей же проблемы. Ваша работа должна быть понятна не только конкурсантам, преподающим тот же предмет, что и вы, но и всем другим участникам. Каждый должен взять что-то из вашей практики себе на вооружение, привнести новое в свою работу с учениками, их родителями, коллегами.
В этой связи примечательным был алгоритм по выявлению детей и работе с ними исследовательской деятельностью учителя истории и обществознания А.Б. Кочерова. Его опыт, представленный в обобщённом виде, может быть использован учителями разных предметов и с этой точки зрения представляет большую ценность. С другой стороны, учитель математики рассказывала о заданиях ЕГЭ по своему предмету. Тема была малополезной для всех учителей. Однако, если бы была представлена система работы с заданиями, предложен алгоритм действия учителя в работе, это стало бы нужным для каждого и каждый бы смог увидеть в алгоритме возможности для преподавания своего предмета.
Таким образом, современному учителю в силу загруженности не всегда удаётся посвящать своё время освоению теоретических положений, знакомству с передовым педагогическим опытом, но подготовка к участию в конкурсах профессионального педагогического мастерства может восполнить этот недочёт и стать реальным получением опыта самообразовательной деятельности педагога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий